Профминимум (профориентационный минимум) – это единая модель профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях, интернатах) с использованием стандартного для всех регионов пакета практик и инструментов профориентации. Профминимум вводится для всех учеников 6–11 классов, в том числе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с 1 сентября 2023 г.
Направления профминимума
Профориентационная работа ведется по семи направлениям (в методических рекомендациях Минпросвещения они называются форматами):
Урочная деятельность
Подразумевает акцент на значимости учебного предмета для работы по определенной профессии. Отдельно уроки не проводятся, материал о важности химии, биологии, физики и любого другого школьного предмета включается в учебный план.
Внеурочная деятельность
Ведется за рамками учебного плана и предполагает онлайновую диагностику профессиональных склонностей, классные часы, консультации психолога, просмотр «Шоу профессий», профессиональные пробы. На федеральном уровне во внеурочную деятельность входят обязательные занятия «Россия – Мои горизонты», с 1 сентября 2023 г. они проводятся в школах каждую неделю по четвергам. Школьников знакомят с перспективными профессиями, состоянием регионального рынка труда. Программа профориентационного минимума по внеурочной деятельности на занятиях «Мои горизонты» с планом из 34 занятий опубликована сайте проекта «Билет в будущее».
Воспитательная работа
Это ориентированный на практику модуль: экскурсии на производство, выставку «Лаборатория будущего», в колледжи, учебные центры, вузы; участие в профориентационных конкурсах (например, в рамках проекта «Россия – страна возможностей», чемпионата «Профессионалы» и т. д.).
Дополнительное образование
Занятия по программам допобразования
Профессиональное обучение
Школьники могут освоить профессии рабочих и служащих в колледжах, учебных центрах или на производстве и получить квалификацию, при этом уровень образования не меняется (примерно так было в советских УПК – учебно-производственных комбинатах: вместе с аттестатом выпускник школы получал удостоверение токаря 2–3 разряда, швеи, секретаря и т. д.).
Сотрудничество с родителями.
Предусматривает вовлечение родителей в профориентацию детей через тематические родительские собрания, информирование рассылками в мессенджерах или по электронной почте (например, отчеты о результатах онлайн-диагностики для выбора профиля углубленного обучения), совместные с детьми экскурсии на предприятия или в учебные заведения, обучение на профориентационных онлайн-курсах и т. д.
Профильные предпрофессиональные классы.
Школы могут открывать медицинские, педагогические, судостроительные, инженерные, космические, предпринимательские и другие профильные классы, исходя из запросов местного рынка труда. Обычно такие классы открываются в партнерстве с вузами, колледжами, предприятиями-работодателями.
В итоге цель профминимума как единой федеральной модели профориентации – помочь школьникам с осознанным выбором сферы будущей работы и специальности, подходящей к личным особенностям и востребованной на рынке труда.
«Россия — мои горизонты» — это курс профориентационных занятий в рамках федеральной программы «Профминимум». Он проводится для учеников 6–11 классов. Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны.
Цель курса — сформировать у школьников готовность к выбору профессии, познакомить их с федеральным и региональными рынками труда, дать представление о разнообразии профессий, их перспективности и востребованности.
Курс состоит из 34 обязательных занятий. Они проходят весь учебный год — с сентября по май, одно занятие в неделю.